ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ АПК КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изложены факторы, обосновывающие необходимость развития дополнительного профессионального образования в сфере АПК, его преимущества перед высшим и средним профессиональным образованием, нормативно-законодательные акты, закрепляющие востребованность в подготовке кадров для АПК, включая направления повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников АПК. Проанализирован современный уровень подготовки кадров АПК через повышение квалификации и профессиональной переподготовки в разрезе профессиональных групп и специальностей.

Ключевые слова:
подготовка кадров АПК, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, дополнительное профессиональное образование, мониторинг уровня повышения квалификации руководителями и специалистами в АПК
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Необходимость подготовки кадров для АПК продиктована, прежде всего, новыми тенденциями развития общественного производства, в том числе и агропромышленного, среди которых можно назвать переход на использование в производстве технологий пятого технологического уклада, который характеризуется широким применением микроэлектроники, информатики и биотехнологий, и шестого технологического уклада, для которого характерны нано- и биотехнологии, генная инженерия, робототехника, информационно-коммуникационные технологии нового поколения, квантовые, оптические компьютеры, когнитивные, технологии мультимедиа, альтернативная энергетика, а также социально-экономическими преобразованиями, когда происходят изменения видов занятости, расширение сфер охвата трудовыми договорами различных видов деятельности, рост числа их разновидностей, появление новых форм организации труда, изменение роли и места человека в общественном производстве. Кроме того, с развитием информационного общества существенно изменяется роль и место человека в экономике и производственной деятельности. Сейчас современная экономика требует не только теоретических знаний, навыков программирования и работы с большими объемами данных, но и творческого, аналитического мышления, коммуникативных навыков и умения работать в условиях неопределенности, то есть возникает вопрос о ключевых личностных качествах работников, которые прежде не были массово востребованы [1].

Данная потребность в кадрах нового поколения закреплена в задачах государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способах их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2012 г. № 717, в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 г., № 996, и в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 г., № 696.

Создание современной высококачественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, кадров, способных организовать высокопроизводительное, эффективное и ресурсосберегающее производство в условиях инновационного развития отрасли, экспертного, маркетингового и информационно-аналитического сопровождения АПК предусматривает возможности как высшего и среднего профессионального образования, так и дополнительного профессионального образования (ДПО). Преимуществами использования ДПО для реализации целей государственной аграрной кадровой политики, как подтверждает опрос руководителей ДПО (рисунок), заключается в следующем [3]:

  • в продолжительности обучения;
  • рекомендации работодателя. Половина ответов указывает на то, что документ о прохождении программы ДПО дает дополнительные преимущества при найме на работу и продвижении по карьерной лестнице;
  • ценовой фактор;
  • более низкие барьеры поступления на программы ДПО по сравнению с программами высшего профессионального образования (ВПО) и среднего профессионального образования (СПО).

Программы дополнительного профессионального образования и высшего и среднего профессионального образования предназначены различным целевым аудиториям. Основной потребитель ДПО — взрослые слушатели с определенным багажом знаний и опытом, уже имеющие высшее или среднее профессиональное образование. Они осознают свои образовательные потребности и целенаправленно выбирают программы ДПО.

Исходя из преимуществ, можно констатировать, что требования быстрой адаптации кадров АПК к современным преобразованиям отрасли может реализовываться только образовательными учреждениями системы ДПО.

 

 

Рисунок. Результаты опроса руководителей учреждений

дополнительного профессионального образования

о преимуществе ДПО перед ВПО и СПО

 

По данным статистики, в России ежегодно около 1,5 млн человек проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования.

В АПК, по данным мониторинга кадровой обеспеченности, проводимого ФГБОУ ДПО РАКО АПК по формам ведомственного статистического наблюдения 1-К (табл. 1), из 282,3 тыс. человек, фактически работающих постоянно занятых работников, занимающих должности руководителей и специалистов, в 2021 г. прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования 11,3 тыс. человек, что составляет 4 % [2]. Из числа руководителей сельскохозяйственных организаций повысили квалификацию 3,9 % от общего числа работающих.

Достаточно активно повышают квалификацию специалисты по охране труда и технике безопасности — 9,5 % и руководители служб управления персоналом — 6,4 %, что объясняется, прежде всего, утвержденными на законодательном уровне требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки данных категорий специальностей, а также требованиями профессиональных стандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей), где отражены требования к занимаемой должности по уровню образования и обучения, необходимостью изучения актуальных сведений о нововведениях и достижениях отрасли, новых подходов и изменений в нормативно-законодательной базе данного вида профессиональной деятельности для повышения эффективности принятия управленческих решений и снижения административных нарушений.

 

1. Повышение квалификации руководителей и специалистов АПК

в 2021 г.

 

Руководители и специалисты АПК

Фактически работающие,

человек

Повысили квалификацию

человек

% от числа работающих

Всего работников, занимающих должности руководителей и специалистов (фактически работающих)

282318

11318

4,0

Руководители сельскохозяйственных организаций

28603

1104

3,9

Освобожденные заместители руководителей

4773

245

5,1

Главные специалисты

42726

2762

6,5

Руководители среднего звена

47351

1882

4,0

Руководители служб управления персоналом

7489

477

6,4

Другие работники, занимающие должности руководителей

5642

300

5,3

Специалисты по охране труда и технике безопасности

4235

403

9,5

Специалисты юридической службы

3636

92

2,5

Работники маркетинговых, коммерческих и снабженческих служб

8120

94

1,2

Специалисты-строители

2554

62

2,4

Специалисты службы землеустройства

312

6

1,9

Специалисты сферы информационных технологий

2710

64

2,4

Специалисты (кроме главных), всего

124165

3827

3,1

 

Нельзя не отметить низкий уровень активности по повышению квалификации работников маркетинговых, коммерческих и снабженческих служб и специалистов служб землеустройства. Основной причиной сложившейся ситуации является невостребованность специальностей со стороны претендентов в силу низкого уровня заработной платы, с одной стороны, и непривлекательности тяжелого физического и интеллектуального труда, с другой стороны, и, как правило, заниженных требований к потенциальному работнику со стороны работодателя с целью заполнить вакантное место желающими выполнять данный вид работы с минимальным профессиональным уровнем. В данном случае рабочее место занимают либо молодые специалисты, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, недавно закончившие обучение и столкнувшиеся с необходимостью начать свою профессиональную деятельность, либо опытные специалисты, для которых повышение квалификации не востребовано.

Из общего числа работников АПК наиболее активно повышают квалификацию и проходят обучение по программам профессиональной переподготовки агрономы, зоотехники и специалисты по охране окружающей среды. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2 [2].

 

2. Повышение квалификации работников АПК по специальностям в 2021 г.

 

Специальности работников АПК

Фактически работающие, человек

Повысили квалификацию

человек

% от числа работающих

Агрономы

8094

469

5,8

Зоотехники

6292

289

4,6

Ветеринарные врачи

13608

507

3,7

Специалисты по воспроизводству стада

4284

144

3,4

Инженеры и техники

16268

602

3,7

Энергетики и электрики

7573

295

3,9

Инженеры мелиораторы и техники-гидротехники

470

20

4,3

Экономисты

4414

87

2,0

Бухгалтеры

29906

714

2,4

Специалисты по охране окружающей среды (экологи)

1089

50

4,6

 

Необходимо отметить, что большее количество работников повысили квалификацию по таким специальностям как бухгалтеры, инженеры и техники, а также ветеринарные врачи. Для данных специальностей в силу специфики деятельности существуют особые требования к уровню образования и обучения, а также нормативно установлена периодичность повышения квалификации. Именно данный факт повлиял на сложившуюся тенденцию.

В случаях с другими специальностями, профессиями и категориями работников в АПК обязательных требований нет, поэтому повышать квалификацию они могут либо по собственному желанию для расширения знаний, умений и навыков, а также для получения новых компетенций, либо по требованию работодателя, что не способствует стимулированию работников к частому повышению квалификации.

В целом по отрасли констатируется низкий уровень подготовки кадров через систему дополнительного профессионального образования. Для того чтобы подготовка кадров для реализации государственных задач перед АПК шла более быстрыми темпами необходимо:

  • сделать систему ДПО доступной для всех желающих либо посредством выделения бюджетных ассигнований образовательным учреждениям либо компенсацией затрат на обучение слушателям программ ДПО, работодателям;
  • ориентировать программы ДПО под интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей путем ежегодного мониторинга актуальных вопросов;
  • расширить перечень профессий, для которых повышение квалификации должно быть обязательным;
  • формализовать взаимодействие учреждений ДПО с инновационными, научными, производственными организациями для проведения выездных занятий, круглых столов;
  • увеличить процент повысивших квалификацию работников АПК
    с 4 до 30 % в ближайшие три года.
Список литературы

1. Хлусова И. А. Цифровизация в управлении человеческими ресурсами // Цифровизация отраслей АПК и аграрного образования : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Андреевские чтения. 20 января 2022 г. - М. : ФГБОУ ДПО РАКО АПК, 2022. - 466 с.

2. Результаты мониторинга численности, состава и движения кадров АПК по формам ведомственного статистического наблюдения - М. : ФГБОУ ДПО РАКО АПК, 2021 - 333 с.

3. Мониторинг экономики образования: 2020: в 2 т. / сост. Н. Б. Шугаль / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2021.

Войти или Создать
* Забыли пароль?