Изложены факторы, обосновывающие необходимость развития дополнительного профессионального образования в сфере АПК, его преимущества перед высшим и средним профессиональным образованием, нормативно-законодательные акты, закрепляющие востребованность в подготовке кадров для АПК, включая направления повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников АПК. Проанализирован современный уровень подготовки кадров АПК через повышение квалификации и профессиональной переподготовки в разрезе профессиональных групп и специальностей.
подготовка кадров АПК, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, дополнительное профессиональное образование, мониторинг уровня повышения квалификации руководителями и специалистами в АПК
Необходимость подготовки кадров для АПК продиктована, прежде всего, новыми тенденциями развития общественного производства, в том числе и агропромышленного, среди которых можно назвать переход на использование в производстве технологий пятого технологического уклада, который характеризуется широким применением микроэлектроники, информатики и биотехнологий, и шестого технологического уклада, для которого характерны нано- и биотехнологии, генная инженерия, робототехника, информационно-коммуникационные технологии нового поколения, квантовые, оптические компьютеры, когнитивные, технологии мультимедиа, альтернативная энергетика, а также социально-экономическими преобразованиями, когда происходят изменения видов занятости, расширение сфер охвата трудовыми договорами различных видов деятельности, рост числа их разновидностей, появление новых форм организации труда, изменение роли и места человека в общественном производстве. Кроме того, с развитием информационного общества существенно изменяется роль и место человека в экономике и производственной деятельности. Сейчас современная экономика требует не только теоретических знаний, навыков программирования и работы с большими объемами данных, но и творческого, аналитического мышления, коммуникативных навыков и умения работать в условиях неопределенности, то есть возникает вопрос о ключевых личностных качествах работников, которые прежде не были массово востребованы [1].
Данная потребность в кадрах нового поколения закреплена в задачах государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способах их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2012 г. № 717, в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 г., № 996, и в государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 г., № 696.
Создание современной высококачественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, кадров, способных организовать высокопроизводительное, эффективное и ресурсосберегающее производство в условиях инновационного развития отрасли, экспертного, маркетингового и информационно-аналитического сопровождения АПК предусматривает возможности как высшего и среднего профессионального образования, так и дополнительного профессионального образования (ДПО). Преимуществами использования ДПО для реализации целей государственной аграрной кадровой политики, как подтверждает опрос руководителей ДПО (рисунок), заключается в следующем [3]:
- в продолжительности обучения;
- рекомендации работодателя. Половина ответов указывает на то, что документ о прохождении программы ДПО дает дополнительные преимущества при найме на работу и продвижении по карьерной лестнице;
- ценовой фактор;
- более низкие барьеры поступления на программы ДПО по сравнению с программами высшего профессионального образования (ВПО) и среднего профессионального образования (СПО).
Программы дополнительного профессионального образования и высшего и среднего профессионального образования предназначены различным целевым аудиториям. Основной потребитель ДПО — взрослые слушатели с определенным багажом знаний и опытом, уже имеющие высшее или среднее профессиональное образование. Они осознают свои образовательные потребности и целенаправленно выбирают программы ДПО.
Исходя из преимуществ, можно констатировать, что требования быстрой адаптации кадров АПК к современным преобразованиям отрасли может реализовываться только образовательными учреждениями системы ДПО.
Рисунок. Результаты опроса руководителей учреждений
дополнительного профессионального образования
о преимуществе ДПО перед ВПО и СПО
По данным статистики, в России ежегодно около 1,5 млн человек проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования.
В АПК, по данным мониторинга кадровой обеспеченности, проводимого ФГБОУ ДПО РАКО АПК по формам ведомственного статистического наблюдения 1-К (табл. 1), из 282,3 тыс. человек, фактически работающих постоянно занятых работников, занимающих должности руководителей и специалистов, в 2021 г. прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования 11,3 тыс. человек, что составляет 4 % [2]. Из числа руководителей сельскохозяйственных организаций повысили квалификацию 3,9 % от общего числа работающих.
Достаточно активно повышают квалификацию специалисты по охране труда и технике безопасности — 9,5 % и руководители служб управления персоналом — 6,4 %, что объясняется, прежде всего, утвержденными на законодательном уровне требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки данных категорий специальностей, а также требованиями профессиональных стандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей), где отражены требования к занимаемой должности по уровню образования и обучения, необходимостью изучения актуальных сведений о нововведениях и достижениях отрасли, новых подходов и изменений в нормативно-законодательной базе данного вида профессиональной деятельности для повышения эффективности принятия управленческих решений и снижения административных нарушений.
1. Повышение квалификации руководителей и специалистов АПК
в 2021 г.
Руководители и специалисты АПК |
Фактически работающие, человек |
Повысили квалификацию |
|
человек |
% от числа работающих |
||
Всего работников, занимающих должности руководителей и специалистов (фактически работающих) |
282318 |
11318 |
4,0 |
Руководители сельскохозяйственных организаций |
28603 |
1104 |
3,9 |
Освобожденные заместители руководителей |
4773 |
245 |
5,1 |
Главные специалисты |
42726 |
2762 |
6,5 |
Руководители среднего звена |
47351 |
1882 |
4,0 |
Руководители служб управления персоналом |
7489 |
477 |
6,4 |
Другие работники, занимающие должности руководителей |
5642 |
300 |
5,3 |
Специалисты по охране труда и технике безопасности |
4235 |
403 |
9,5 |
Специалисты юридической службы |
3636 |
92 |
2,5 |
Работники маркетинговых, коммерческих и снабженческих служб |
8120 |
94 |
1,2 |
Специалисты-строители |
2554 |
62 |
2,4 |
Специалисты службы землеустройства |
312 |
6 |
1,9 |
Специалисты сферы информационных технологий |
2710 |
64 |
2,4 |
Специалисты (кроме главных), всего |
124165 |
3827 |
3,1 |
Нельзя не отметить низкий уровень активности по повышению квалификации работников маркетинговых, коммерческих и снабженческих служб и специалистов служб землеустройства. Основной причиной сложившейся ситуации является невостребованность специальностей со стороны претендентов в силу низкого уровня заработной платы, с одной стороны, и непривлекательности тяжелого физического и интеллектуального труда, с другой стороны, и, как правило, заниженных требований к потенциальному работнику со стороны работодателя с целью заполнить вакантное место желающими выполнять данный вид работы с минимальным профессиональным уровнем. В данном случае рабочее место занимают либо молодые специалисты, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, недавно закончившие обучение и столкнувшиеся с необходимостью начать свою профессиональную деятельность, либо опытные специалисты, для которых повышение квалификации не востребовано.
Из общего числа работников АПК наиболее активно повышают квалификацию и проходят обучение по программам профессиональной переподготовки агрономы, зоотехники и специалисты по охране окружающей среды. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2 [2].
2. Повышение квалификации работников АПК по специальностям в 2021 г.
Специальности работников АПК |
Фактически работающие, человек |
Повысили квалификацию |
|
человек |
% от числа работающих |
||
Агрономы |
8094 |
469 |
5,8 |
Зоотехники |
6292 |
289 |
4,6 |
Ветеринарные врачи |
13608 |
507 |
3,7 |
Специалисты по воспроизводству стада |
4284 |
144 |
3,4 |
Инженеры и техники |
16268 |
602 |
3,7 |
Энергетики и электрики |
7573 |
295 |
3,9 |
Инженеры мелиораторы и техники-гидротехники |
470 |
20 |
4,3 |
Экономисты |
4414 |
87 |
2,0 |
Бухгалтеры |
29906 |
714 |
2,4 |
Специалисты по охране окружающей среды (экологи) |
1089 |
50 |
4,6 |
Необходимо отметить, что большее количество работников повысили квалификацию по таким специальностям как бухгалтеры, инженеры и техники, а также ветеринарные врачи. Для данных специальностей в силу специфики деятельности существуют особые требования к уровню образования и обучения, а также нормативно установлена периодичность повышения квалификации. Именно данный факт повлиял на сложившуюся тенденцию.
В случаях с другими специальностями, профессиями и категориями работников в АПК обязательных требований нет, поэтому повышать квалификацию они могут либо по собственному желанию для расширения знаний, умений и навыков, а также для получения новых компетенций, либо по требованию работодателя, что не способствует стимулированию работников к частому повышению квалификации.
В целом по отрасли констатируется низкий уровень подготовки кадров через систему дополнительного профессионального образования. Для того чтобы подготовка кадров для реализации государственных задач перед АПК шла более быстрыми темпами необходимо:
- сделать систему ДПО доступной для всех желающих либо посредством выделения бюджетных ассигнований образовательным учреждениям либо компенсацией затрат на обучение слушателям программ ДПО, работодателям;
- ориентировать программы ДПО под интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей путем ежегодного мониторинга актуальных вопросов;
- расширить перечень профессий, для которых повышение квалификации должно быть обязательным;
- формализовать взаимодействие учреждений ДПО с инновационными, научными, производственными организациями для проведения выездных занятий, круглых столов;
- увеличить процент повысивших квалификацию работников АПК
с 4 до 30 % в ближайшие три года.
1. Хлусова И. А. Цифровизация в управлении человеческими ресурсами // Цифровизация отраслей АПК и аграрного образования : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Андреевские чтения. 20 января 2022 г. - М. : ФГБОУ ДПО РАКО АПК, 2022. - 466 с.
2. Результаты мониторинга численности, состава и движения кадров АПК по формам ведомственного статистического наблюдения - М. : ФГБОУ ДПО РАКО АПК, 2021 - 333 с.
3. Мониторинг экономики образования: 2020: в 2 т. / сост. Н. Б. Шугаль / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2021.